Disco Elysium · Улицы украденных фонарей
Последние несколько лет я довольно редко играю в игры. Точнее, я всё ещё периодически пытаюсь пройти ту или иную сюжетную игру, но чаще всего энтузиазм заканчивается на четверти или половине прохождения, как это произошло с The Last of Us, God of War и многими другими. Из последних, по моему субъективному мнению, могу по достоинству оценить лишь Death Stranding, Red Dead Redemption 2 и сюжет Cyberpunk 2077.
СТОЙКОСТЬ [Средне: Неудача] — Ты чувствуешь выгорание, отсутствие интереса. Это игровая импотенция. Дело не в скучных играх — дело в тебе.
РИТОРИКА [Просто: Неудача] — Расскажи, как последние пару лет играла только в Fallout 76. Пятьсот шестьдесят часов. С премиум подпиской.
ПОЛУЧЕН УРОН (БОЕВОЙ ДУХ) -1
ЛОГИКА [Средне: Успех] — О таком лучше не рассказывать, если не хочешь, чтобы все знали, что ты пятьсот шестьдесят часов *деградировала* в однообразной онлайн-игре.
Но с момента погружения в историю Сэма Портера, Артура Моргана и Ви прошло несколько лет, за которые так и не нашлось игры, которая смогла бы вызвать тот самый «душевный отклик», пробудить интерес и не отпускать до самого финала. До тех пор, пока в один из сентябрьских вечеров я не запустила Disco Elysium.
Disco Elysium вышла пятнадцатого октября девятнадцатого года. Разработана эстонской студией ZA/UM во главе с Робертом Курвицом, на основе созданного им фантастического сеттинга для настольной ролевой игры. Локализована на русский язык в двадцать первом году.
Данный «обзор» не содержит сюжетных спойлеров, лишь описание игровых механик, субъективное впечатление о игре и дистиллированную воду.
Предварительно о Disco Elysium я почти ничего не знала, кроме того, что это изометрическая ролевая игра с множеством диалогов, сюжет которой повествует о неком детективе, который должен провести некое детективное расследование и раскрыть дело. Периодически игра попадала в моё поле зрения в виде мемов и артов, но сюжетные спойлеры обошли стороной, так что впечатления от вселенной Элизиума, не смотря на позднее «вкатывание», получились незамутнёнными.
ГРАФОМАНИЯ [Просто: Успех] — Если не пересказываешь сюжет, напиши о геймплее. Возьмись за дело обстоятельно, раскрой все детали, углубись в нюансы. Чтобы они точно *поняли* о чём речь.
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ [Невозможно: Неудача] — Ты не можешь придумать ничего лучше, чем добавить диалоги в стиле игры.
Новое задание: Напишите статью о игре.
Утро детектива, предположительно именуемого Рафаэлем Амброзиусом Кусто (но это не точно), начинается не с кофе. Утро начинается с тяжёлого похмелья в гостиничном номере «Танцев в тряпье». Впрочем, детектив ещё не знает о том, что он детектив. Не знает своего имени, где он очнулся и какой сейчас год — последствием алкогольной комы стала ретроградная амнезия. Вместе с главным героем и его двадцатью четырьмя чертами личности, игроку предстоит изучить один из районов Ревашоля, познакомиться с местными обитателями, узнать историю мира, разобраться в нюансах политических воззрений, окунуться в расовую теорию, покопаться в себе и своём прошлом и, конечно же, раскрыть дело об убийстве.
Но для начала было бы не плохо одеться и провести своё первое детективное расследование по поиску второй зелёной туфли, попутно не умерев от сердечного приступа в попытке снять «Кошмарный галстук» с потолочного вентилятора. И это всё, что я расскажу о сюжете, ибо ознакомиться с ним рекомендую самостоятельно.
В отличие от большинства игр, главный герой Disco Elysium не очередной избранный, призванный спасти мир, убить принцессу или вызволить дракона из заточения. Вокруг него не вертятся события Ревашоля, он всего лишь один из участников этих событий. Авторы не наделяют главного героя супер силой, не дают в руки разрушительное оружие, напротив, даже с обыденными вещами ему порой бывает сложно — мне довелось умереть неудачно пнув мусорный бак. Ко всему, Амброзиуса Кусто периодически посещают отголоски прошлого, благодаря чему персонаж становится ещё более живым. Однако, не смотря на бэкграунд, личность персонажа формирует игрок. Выбирая стартовые навыки и прокачивая их в процессе прохождения, принимая те или иные решения, мы формируем личность, с которой детектив останется после финальных титров. Например, поступая в игре так, как я бы поступала будь она реальностью, у меня вышел отыгрыш самокритичного, сожалеющего о прошлом, извиняющегося копа-моралиста, предрекающего скорый апокалипсис.
У каждого из нас есть «внутренний голос». Когда вечером пятницы ты проходишь мимо супермаркета твоя ЭЛЕКТРОХИМИЯ говорит — «Давай купим пива? Шесть литров. И нажрёмся», твоя СИЛА ВОЛИ отвечает — «Не сегодня». Если навык силы воли достаточно силён, конечно. Когда ты задеваешь стоящую рядом кружку и чай проливается на новенькую механическую клавиатуру, твоя ЭКВИЛИБРИСТИКА говорит — «Какой же ты криворукий мудак», а БОЕВОЙ ДУХ непременно падает. В Disco Elysium «внутренний голос» возведён в абсолют.
Двадцать четыре черты личности Амброзиуса Кусто ведут внутренний диалог, дают ценные (и не очень) советы, рассуждают, спорят, наводят на размышления и подстрекают к действиям. Вам остаётся делать выводы, соглашаться или отвергать их точку зрения. Чем больше очков у навыка, тем большее влияние он оказывает. Всё как в жизни, когда внутренние импульсы и черты характера склоняют нас к определённым решениям и поступкам, с разными последствиями в конечном итоге. Некоторые из качеств влияют на нас сильнее, чем другие. И если в других ролевых играх диалоги направлены во внешнюю среду и построены на общении с другими персонажами, то в Disco Elysium они в большей степени направлены на «внутренний мир», ведь как известно «Твой лучший собеседник — это ты сам».
Принятые решения подвергаются проверкам навыка путём броска кубика. Чем выше проверяемый навык, тем выше шанс на успешный бросок. Классическая D&D система, аналогичная той, что была в недавней Baldur’s Gate 3. Однако в Disco Elysium она применяется гораздо чаще.
Навыки не только помогают раскрыть повествование с разных сторон, но и ведут внутренний диалог с главным героем. У каждого навыка своя уникальная «личность».
В довесок к двадцати четырём навыкам, у Рафаэля Амброзиуса Кусто имеется «Шкафчик мыслей». Изучая мир Элизиума, вспоминая прошлое и ведя диалоги с жителями Ревашоля, товарищ следователь пытается придти к определённым умозаключениям, будь то выбор политической позиции или отношение к структуре мира. Это оформляется в «Мысль» которую можно обдумать с помощью «Шкафчика мыслей». Обдумывание проблемы занимает несколько часов, в течение которых на некоторые навыки накладывается дебаф — что логично, ведь мы отвлекаемся на рефлексию или глупые идеи. После того как проблема найдёт решение, утвердившееся в сознании умозаключение даст определённый баф или дебаф к навыкам, повысит лимиты прокачки или добавит варианты ответов в диалогах. Если мысль оказалась неудачной, её можно забыть.
Другой способ повысить навыки — алкоголь, наркотики, ХАРДКОР одежда и аксессуары. Например алкоголь повышает физиологию, амфетамины повышают моторику, оба приносят урон боевому духу. Пиролидон усиливает психику, сигареты повышают интеллект и оба сказываются на здоровье. Стимуляторы действуют в течении игрового часа но, конечно же, принимать их не обязательно. Что же касается одежды — например майка в сеточку добавит очко к ДРАМЕ, а большие тёмные очки «Суперзвезда» дадут очко к ЭКВИЛИБРИСТИКЕ и минус к ВИЗУАЛЬНОМУ АНАЛИЗУ. В Disco Elysium довольно много предметов одежды со своими бафами и дебафами. Всё это можно покупать, находить на улицах Ревашоля и получать по мере прохождения квестов.
Так как Disco Elysium во многом построен на проверках навыков, неудачные броски кубика искушают заниматься постыдными вещами, а именно — сейвскамом. Загружать последнее сохранение и пытаться бросить кубик на УСПЕХ. Этим я грешила в начале игры, ведь перфекционизм требует идеального прохождения. Но обдумывание проблемы сейвскама в собственном «Шкафчике мыслей», привело к решению отказаться от этой, пагубной для погружения, привычки. Очевидно, что в ролевых играх, и в Disco Elysium в особенности, нет «неправильных» путей прохождения. Как и в реальной жизни я не всесильна влиять на любые события в свою пользу. Как и в реальной жизни я ограничена определённым набором навыков, будучи некомпетентной в одних областях и чуть лучше разбираясь в других. Ни у кого из нас нет машины времени, чтобы повернуть время вспять, загрузить сохранение.
Может показаться, что не пройдя ту или иную проверку вы теряете часть контента, но это не так. В Disco Elysium множество путей для достижения цели — не обязательно выбивать дверь, если можно найти ключ. Не все неудачные проверки приводят к чему-то плохому, в некоторых ситуациях может быть совсем наоборот. Единственный проигрышный вариант только один — смерть. В остальном вы строите свою, уникальную историю, полную неудач и успехов. Как и в реальной жизни.
Если вы любите сейвскамить, рекомендую преодолеть себя и погрузится в историю Disco Elysium, приняв развитие событий таким как есть, ибо здесь нет «плохих» и «хороших» решений, они просто разные.
Не смотря на наличие оружия, в Disco Elysium нет боевой системы. Совсем. Плыть по волнам сюжета предстоит путём диалогов и взаимодействия с миром в духе point-and-click квестов. Но я не могу сказать, что это делает игру хуже. Лично мне, в играх подобного жанра, в большей степени интересны диалоги и исследование, поэтому те же первые две части Fallout я проходила с упором на красноречие. Существует мнение, что игра, объём которой сопоставим с семью томами Гарри Поттера, душная, но на мой взгляд, для полного погружения в Элизиум нужно определённое настроение. Осень и клиническая депрессия, для большего созвучия с Рафаэлем Амброзиусом Кусто, например. Ну или хотя бы любовь к чтению и глубоким сюжетам.
Помимо прочего, Disco Elysium выглядит весьма стильно графически. Визуализация в духе масляной живописи с высокой проработкой мелких деталей, архитектура в европейском стиле двадцатого века, сеттинг совмещающий ретрофутуризм и толику стимпанка. Во время прохождения ловила себя на мысли, что антураж Ревашоля напоминает постсоветское пространство, что логично, учитывая, что игра сделана эстонцами. Улицы города отзывались в сердце особой теплотой. Дополняет картину атмосферный саундтрек от British Sea Power, прекрасная озвучка персонажей и голосов в голове главного героя.
Disco Elysium получила множество наград, в том числе «Лучшая ролевая игра», «Лучшее игровое повествование», «Лучшая независимая игра», «Лучший дебют инди-разработчика» на The Game Awards 2019.
Запустив Disco Elysium одним из сентябрьских вечеров и ни на что особо не надеясь, спустя час проведённый в Ревашоле, стало ясно: игра будет пройдена до конца. Сюжет погрузил в мир, где я, как и главный герой, не зная ничего, собирала его по крупицам в попытке составить единую картину. Ныряла в историю Элизиума, узнавала о пылавших некогда коммунистических революциях, выбирала мировоззрение и политическую позицию, ощущала двухмиллиметровую прореху в реальности, танцевала под звуки ХАРДКОРА и собирала стеклотару. Были прекрасные моменты нелепых ситуаций и абсурдных шуток, были моменты душевной боли и светлой грусти. Две этих крайности сменяли друг друга попеременно. В Disco Elysium настолько обширное наполнение и глубокий лор, что пройдя игру единожды, я знаю, что это всего лишь часть айсберга. Я знаю, что вернусь в Ревашоль снова.