Far Cry 5
Как ни странно, но пятая часть серии Far Cry стала единственной, которую мне удалось пройти до конца. И виной тому, пожалуй, не увлекательный и динамичный сюжет, а открытый мир — песочница, в которой можно провести ни один вечер любуясь пейзажами и отстреливаясь от индюков-убийц. На этом все достоинства Far Cry 5, к сожалению, заканчиваются.
Нововведением пятой части стало кооперативное прохождение и, как следствие, обезличивание главного героя. Если раньше мы играли за Аджая Гейла или Джейсона Броди — со своими целями, планами, чувствами и эмоциями, наблюдая за их постепенным становлением в качестве героев-освободителей, то здесь мы примеряем на себя роль безмолвного болванчика — Салаги, помощника шерифа.
Вместе со своими коллегами мы отправляемся в американскую глубинку штата Монтана, округ Хоуп, дабы арестовать самого главного злодея, основателя террористической секты «Врата Эдема» — Иосифа Сида по прозвищу Отец. Но, как водится, всё идёт не по плану. Герои оказываются разобщены и взяты в плен, а Салага — единственный или единственная, в зависимости от выбора пола в начале игры, кому придётся разгребать всё это сектантское непотребство.
Но, прежде чем покарать Иосифа Сида, придётся сразиться и победить всех его, не менее верующих, членов семьи. Всего их трое — Вера, Иаков и Иоанн Сиды. Каждому из них принадлежит свой регион, каждый по-своему вербует новых сектантов и досаждает мирным жителям подконтрольного региона, и каждый из них имеет свой укреплённый бункер, который, в итоге, нужно будет зачистить и взорвать.
Но прежде, придется выполнить некоторое количество однообразных заданий. Захват аванпостов и грузовиков с припасами, разрушение десятка сектантских алтарей, освобождение пленников — в общем всё то, что поможет набрать определённое количество очков для встречи с очередным злодеем. Две встречи, после которых вас отпускают или спасают реднеки-выживальщики, и третья, после которой состоится битва с «боссом» региона. Затем, зачистка бункера и спасение одного из бравой команды коллег-полицейских. И если первый захват региона и победа довольно увлекательны, то повторённое ещё два раза становится рутиной.
Относительно самих злодеев и их «харизмы» сложно сказать что-то определённое, они довольно одинаковы. Во время встреч с Салагой каждый из них рассказывает историю своего тяжёлого прошлого и то, как и почему они безоговорочно верят в Отца. Опять же, если Ваас Монтенегро и Пэйган Мин имели харизму, обаяние и экспрессивный характер, то антагонисты пятой части кроме скучнейших монологов и сектантских увещеваний предложить ничего не могут. Больше никаких «Беги, Форест, беги!» и убийств ручкой, главный злодей пятой части эпатирует только внешностью Джареда Лето, обнажённым торсом, хипстерской бородой и модными очками-авиаторами, а его сообщники даже этого предложить не могут.
С другой стороны, той, что за «Хороших парней и девчонок», аналогично нет запоминающихся и ярких персонажей. Главный герой лишён голоса, души и всяческой предыстории, а его компаньонам, которых можно брать с собой в напарники, отведено минимум диалогов и сюжета. Из девяти возможных напарников у каждого есть по две совместные миссии, связанные, как водится, с отстрелом сектантов.
Из всех запомнились лишь миссия Ника Райя, с полётами на кукурузнике и беременной женой, да отстрел всего живого в компании неизменного Хёрка Драбмена-младшего с его плоскими шуточками. Ещё, пожалуй, запомнился шериф Эрл Уайтхорс, за свою шерифскую шляпу и усы, жаль лишь, что полноценного раскрытия, как персонажа, ему тоже не досталось. Да и в напарники его взять нельзя. Так или иначе, сюжетная смерть очередного положительного героя не вызывает никаких эмоций.
Не смотря на общую однообразность процесса, в Far Cry 5 вполне можно насладиться открытым миром. Здесь он довольно красив и детален, не смотря на отсутствие каких бы то ни было погодных условий, дождя или тумана, например. Изучать окрестности округа Хоуп порой интереснее, чем следовать сюжету, а некоторые побочные миссии могут быть увлекательнее основных.
Например, можно заняться поисками тайников выживальщиков или собрать инопланетные артефакты и помочь Ларри Паркеру закончить пространственный телепорт. Можно спасти собаку, приручить пуму по имени Персик или медведя Чизбургера — животные здесь, одни из самых милых компаньонов. Можно заняться рыбной ловлей, прямо как в каком ни будь Stardew Valley, а потом продать улов. Можно захватить очередной аванпост не покидая кабины вертолёта или выполнить парочку челленджей Клатча Никсона на самолёте. Можно заняться покатушками на тягаче оснащенном пулемётами, под аккомпанемент Heart — Barracuda. Игроку дан весьма обширный открытый мир, но искать развлечения в нём придётся самостоятельно, благо концентрация опасностей в виде сектантов и диких животных, на квадратный километр, зашкаливает. В совместной игре градус веселья, разумеется, возрастает, но и в нём хватает недостатков.
Ко всему прочему, в пятой части серии появились варианты причёсок, одежда и различные аксессуары к ней, что не мудрено в условиях кооперативной игры. Возможность покупки автомобилей, вертолётов и немногочисленного оружия с различными модификациями к нему. Можно купить цветастую раскраску, глушитель и снайперский прицел на дробовик, например. Несмотря на то, что внутриигровой валюты хватает с избытком, в игре есть возможность покупки предметов и раскрасок за реальные деньги. Возможно, разработчики пока лишь прощупывают почву микротранзакций на территории Far Cry и в следующих частях заполучить какой нибудь вертолёт без доната или многочасового гринда уже не выйдет. Но это не точно.
В целом, Far Cry 5 не про сюжет. Ubisoft изменили направление, и введя кооперативное прохождение урезали историю. Само повествование, злодеи и противоборствующие стороны, здесь скорее для галочки. Подверглись даунгрейду и многие другие аспекты игры, например анимация — если в четвёртой части Аджай Гейл вправлял себе вывихнутые пальцы и вынимал из тела пули, то здесь для лечения всего одна анимация. Физика в Far Cry 5 и вовсе живёт по своим собственным законам. В остальном это песочница для веселья, покатушек на джипах, отстрела всего живого и «рофла» с многочисленных багов и беспросветной глупости местного ИИ.